Отравилась салатом из магазина
Когда каждый день покупаешь продукты в одном и том же магазине, начинаешь терять бдительность и забываешь проверять сроки годности товаров. Как следствие — больничный в связи с отравлением. За эти грубые нарушения виновники должны понести наказание, а пострадавший получить денежную компенсацию. Мы составили пошаговую инструкцию, как это сделать.
Шаг 1. Собираем доказательства
Самое главное — возьмите в привычку сохранять чеки от покупок хотя бы в течение пары дней. Чек будет служить основным доказательством. Далее выясняем, из-за какого продукта вы оказались прикованными к постели. Как только подозрительный товар найден, его нужно обязательно сохранить (в том числе и упаковку). И обязательно вызываем врача. Медик должен сделать подробное заключение о вашем самочувствии и указать в нем возможные причины отравления.
Шаг 2. Пишем жалобу в Роспотребнадзор
Опытные юристы советуют начинать не с претензии к магазину, а сразу с заявления в Роспотребнадзор. Чтобы менеджеры супермаркета не успели избавиться от опасного товара. В ведомство пишем заявление, в котором подробно описываем случившееся, указываем свои контакты и контакты магазина, а также прикладываем копии чека, медицинского заключения. Роспотребнадзор совершит контрольную закупку в нужном магазине и проверит ваш продукт.
Шаг 3. Пишем претензию в магазин
И только после написанной жалобы в ведомство, приступаем к составлению претензии к магазину. Делаем это, естественно, в письменном виде. Бумага должна содержать четкое требование о возмещении материального, морального вреда, а также жизни и здоровью. Закон о "Защите прав потребителей" на вашей стороне.
Шаг 4. Судимся
Если Роспотребнадзор подтвердил ваши претензии к магазину своей контрольной закупкой, но сам супермаркет все равно отказывается реагировать на ваше требование, смело отправляемся в суд.
Журналисты и эксперты Царьграда провели свое исследование и выяснили, что помимо зеленого горошка есть в магазинном «Оливье». Результаты экспертизы шокируют — ни один из готовых салатов есть нельзя. Но что делать, когда все же отравился? Можно ли наказать нерадивых предпринимателей за некачественную еду?
Напомним, ранее сообщалось, что журналисты программы «Право есть» вместе с Общенациональной Ассоциацией генетической безопасности (ОАГБ) решили проверить самые популярные московские магазины. Самым популярным среди москвичей блюдом стал салат «Оливье». Вот его-то и проверили в специальной лаборатории.
В контрольную закупку вошли пять образцов салата «Оливье» собственного производства, представленных в торговых сетях «Азбука вкуса», «Перекресток», «Магнолия», EUROSPAR и кулинарной лавке «Братья Караваевы». Результаты исследования обескуражили — ни один из них есть нельзя.
Так, к примеру, в образцах был обнаружен золотистый стафилококк. Напомним, это одна из самых токсичных кишечных бактерий. Выделяемый этой заразой яд вызывает сильнейший понос, рвоту, боли в животе. Кроме того, он может вызвать сепсис или пневмонию. Также во всех пяти образцах салатов были обнаружены и другие опасные бактерии группы кишечных палочек.
«Повышенные показатели их содержания в продуктах питания могут негативно воздействовать на иммунную систему, почки и печень», — говорят специалисты.
Впрочем, несмотря на все предостережения, никто из нас не застрахован от случаев отравления магазинной еды. Что же делать в этом случае, рассказывают специалисты.
«Наказать магазин можно двумя путями, – рассказал Царьграду юрист Общества защиты прав потребителей Игорь Зверев. – Прежде всего, самостоятельным обращением в гражданский суд. Второй способ наказания магазина – это административные органы. Это инстанции, которые могут серьезно оштрафовать магазин, вплоть до его закрытия».
Отметим, что ведущая программы «Право есть» адвокат Сталина Гуревич напомнила о том, что за продажу подобных товаров, которые несут угрозу здоровью и жизни, предусмотрена уголовная ответственность.
Съев купленную в магазине курочку гриль, йогурт или салат, вы почувствовали себя плохо? Пищевое отравление может настигнуть, даже если срок годности продукта в порядке. Не застрахованы от отравления и посетители кафе и ресторанов. Если некачественное блюдо довело до болезни, потребитель вправе требовать как возврата денег за такую еду, так и компенсацию расходов и морального вреда.
На вашей стороне — Закон о защите прав потребителей и Гражданский кодекс РФ.
Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя (ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Вред, причиненный жизни, здоровью гражданина вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (ст. 1095 Гражданского кодекса РФ, п. 1, 2 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Внимание!
Если продавец докажет, что вы неправильно хранили купленный продукт, перед тем, как его съесть, то ответственности за вашу болезнь он не несет (п. 5 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
- Сохраняйте чеки. Заведите привычку хотя бы несколько дней хранить чеки от покупок в магазинах, кафе и ресторанах. Впрочем, если чека нет, свидетельствами станут показания очевидцев или выписка с банковской карты, по которой вы рассчитывались.
- Обратитесь к врачам. Вызовите скорую помощь или обратитесь к участковому врачу. Расскажите о продуктах, блюдах, которые вы ели. Медицинский работник задокументирует факт отравления, опишет состояние вашего здоровья, укажет возможную причину вашего недомогания.
- Напишите жалобу в Роспотребнадзор, чтобы инициировать проверку продукции. Укажите контакты заведения, в котором вы отравились, или магазина, где приобрели некачественный продукт. Приложите копии чеков, заключение вашего лечащего врача. Надзорная организация, в свою очередь, даст вам ответ, проведет проверку заведения и сообщит вам о результатах. Конечно, если заявление оформлено по всем правилам.
- Проведите экспертизу. Если некачественная еда приобреталась в магазине и у вас имеются остатки — отдайте их на анализ в районную СЭС или любую другую санэпидемстанцию.
Имея на руках заключение врача и, желательно, результаты экспертизы, напишите претензию магазину, кафе или ресторану. Вы имеете право на возмещение вреда в полном объеме.
Факт пищевого отравления зафиксирован. Напишите претензию руководству заведения общепита или магазина.
- В претензии опишите возникшую ситуацию.
- Приложите доказательства — копии чеков, заключение врача, чеки на оплату лекарств и т. д.
Важно. Если при покупке некачественного продукта вы не сохранили чек, то вы все равно имеете право обратиться с претензией в магазин. Согласно п.5 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
- Укажите, на какую сумму денежной компенсации вы претендуете и почему. В эту сумму вы можете заложить и компенсацию морального вреда, и доходов, которые вы определенно могли бы иметь, но лишились в связи с нетрудоспособностью.
- Укажите срок, в течение которого ждете ответа — обычно 10-14 дней.
- Претензию пишите в двух экземплярах. На каждом экземпляре претензии сотрудник заведения должен поставить печать организации, дату, когда была принята претензия, и свою подпись. Один из экземпляров оставьте себе.
- Если у вас принимать претензию отказываются, отправляйте ее по почте, заказным письмом с уведомлением о вручении.
Претензия осталась без ответа, либо организация наотрез отказывается компенсировать вам убытки? Подайте иск в суд. При этом решите, будете ли вы представлять себя в суде сами, или вам требуется помощь юриста?
К иску прикрепите все имеющиеся доказательства:
- чеки на покупку товара;
- справку с диагнозом, результаты ваших анализов;
- чеки на оплату врача, медицинских процедур, покупку лекарств;
- претензию, направленную вами в адрес продавца, и ответ на претензию, если таковой имеется.
- результаты исследования продукта в СЭС (если есть).
- Также требуйте возмещения утраченных доходов.
Если по причине болезни, вызванной некачественной едой, вы не смогли ходить на работу и вам выплатили лишь больничные, то есть, вы остались без зарплаты или части зарплаты, то через суд требуйте возместить и эту сумму. Причинитель вреда должен компенсировать вам доход, который вы определенно могли бы иметь, но не получили в связи с временной нетрудоспособностью.
Согласно ч.1 ст.1085 Гражданского Кодекса РФ, при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь.
К иску приложите справку о нетрудоспособности, выписной эпикриз, справку с места работы, подтверждающую ваш ежемесячный заработок. Размер утраченного заработка рассчитывается на основании этой справки.
При этом будет вычтена сумма пособия по временной нетрудоспособности, если таковая имела место быть (ст.1085 Гражданского кодекса РФ).
- Также требуйте компенсации морального вреда.
В соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (продавцом, индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.